Беседы о вечном

Беседы о вечномКалитка отворилась, и я переступил порог спокойствия и гостеприимства. Иначе нельзя описать то, что ощущаешь, приходя в гости к большой, крепкой и по-настоящему дружной семье Кузнецовых. Их дом находится в уютной, словно окутанной тишиной, Малаховке.

Меня привело сюда желание познакомиться с интересной семьёй, в которой четыре поколения живут под одной крышей в любви, согласии и взаимопонимании.
Всегда интересно получить ответы на вопросы о том, что происходит с культурой в нашей стране от человека, который сорок лет посвятил преподавательской работе в Московском Государственном Институте Культуры. Узнать, как уживаются в одной семье представители разных видов культуры и искусства…

В ГОСТИ К ТИШИНЕ

Кроме хозяйки дома, Виктории Георгиевны Кузнецовой (на фото), и её маленькой правнучки Поли (Поулина, рад. А. Филатов) , гостей вышел поприветствовать огромный, лохматый пёс.

— Пойдём-ка на место, Филя! — сказала ему Виктория Георгиевна. С ленцой взмахнув хвостом, Филя отправился в свой вольер, а хозяйка дома поприветствовала новых гостей.

Гости. Это слово в доме знаменитой преподавательницы хорового дирижирования, Виктории Кузнецовой, давно стало привычным и желанным. С первых минут чувствуешь, что здесь тебе действительно рады. Истинным удовольствием стала небольшая прогулка по участку, усаженному цветами и виноградными лозами, и лёгкий, непринуждённый разговор, завязался буквально с порога.

Тишина и спокойствие этой уютной усадьбы показались совершенно неземными, особенно после бесконечного грохота и шума железобетонной клетки мегаполиса.
Усевшись поудобней на садовую скамейку-качалку, мы с Викторией Георгиевной постепенно перешли к разговору о том, что же происходит с русской культурой в нынешний, безоглядно несущийся вперёд век.

— Виктория Георгиевна, Вы можете судить о культуре нашей страны, как высокий профессионал. Расскажите о Ваших годах преподавательской деятельности. Что они для Вас значат и какое место занимают в Вашей жизни сейчас?

— С большим удовольствием отвечу на этот вопрос. Преподавание для меня было не просто работой. Это вся моя жизнь. Иначе и быть не может, когда занимаешься любимым делом около сорока лет. Преподавала я и в Музыкальном училище при Консерватории, и в Институте культуры (МГИКЕ), теперь это Университет Культуры. Вела там специальные дисциплины — хоровой класс и дирижирование. И считаю, что нашла своё призвание именно в искусстве наставника молодёжи. Всегда шла на работу, как на праздник. И мои студенты шли на занятия с ответным чувством. И если бы не кошмарные девяностые годы, когда жизнь в стране была полна хаоса, я бы, скорее всего, выучила ещё не одно поколение музыкантов.
Многие мои бывшие ученики и студенты стали моими друзьями. Часто приезжают в Малаховку со своими семьями.

— А когда легче было преподавать? В ранние годы, или же ближе к «лихим девяностым»?

— Преподавать во все времена интересно и сложно. Мы же занимались музыкой. А она — вне условностей, выше жизненных проблем и неурядиц.

— Искусство не стоит на месте. Появляются новые музыкальные жанры, новые театральные постановки. Но, вместе с тем, современные театральные режиссёры пытаются экспериментировать с классическими произведениями, внося в них элементы современности. Мнения по этому поводу разнятся. Одни утверждают, что это дань времени, другие — что позор и глумление над вечным. Какую точку зрения поддержали бы Вы?

— На мой взгляд, отвратительно уродовать то, что является гениальным. Я смотрела некоторые классические постановки на но вый лад. Сначала подумала, что, быть может, уже отстала от жизни и не готова принимать новизну? Но многие молодые люди с нормальной, человеческой системой ценностей, тоже высказывают своё негодование. Наши, так называемые театральные «новаторы», по большому счёту, занимаются простым вредительством.

— Как Вы думаете, с чем это связано?

— С тем, что сейчас востребовано. Массовое сознание большинства, усреднённое современными реалиями, требует самых желанных зрелищ — скандальных сенсаций и низменных пороков. На этом сейчас и делают деньги некоторые люди. И не только в театре. Ведь чтобы после классики написать и поставить что-нибудь по-настоящему великое, нужно быть весьма одарённым человеком. Сейчас таких, к сожалению, не хватает.

— А если посмотреть шире, и поговорить о культуре в общем смысле? Та же масс — культура, которая идёт к нам с экранов ТВ. Как Вы относитесь к ней?

— Так же, как и все разумные люди. Я не могу это смотреть. Мне просто обидно. Искусство, в том числе и массовое, призвано поднимать, возвышать людей. А нас всех, непонятно с какой целью, наоборот, стараются опустить всё ниже. Настоящие люди, на мой взгляд, это те, кто не опошлился и не испортился под влиянием массовой культуры. Прискорбно, что эта, якобы «культура», становится уделом большинства.
СЕМЬЯ И ДУША


Как бы то ни было, но надежда на лучшее не исчезает никогда. Это умозаключение подвело итог нашему с Викторией Георгиевной официальному общению. Дальше настал черёд по-настоящему тёплого приёма. Был и накрытый стол, и общение с домашними. Но главное — возможность посмотреть на замечательные картины мужа Виктории Георгиевны, известного, но, к сожалению, ушедшего из жизни художника, Леонида Трофимовича Кузнецова.

Удалось заглянуть и в мастерскую, где ныне творит талантливая семейная пара современных мастеров кисти — внучка Виктории Георгиевны Анастасия Кузнецова-Руф и её муж Иван Коршунов.
Счастье ли жить большой, дружной семьёй и заниматься любимым делом, в окружении всего доброго, светлого и по- настоящему значимого? Сомнений нет.
Когда рядом любящие и понимающие тебя люди, нет неразрешимых проблем, обо всём можно договориться; пойти на взаимные уступки, помочь в трудный период — это и есть высшая роль семьи.

А если подумать, наша страна — это ведь тоже большая семья. Мир и процветание любой семьи всегда начинается с внутренней культуры. Культура — залог процветания нашей страны. И, чтобы Россия смогла возродить своё величие, нужно взрастить семена именно настоящего, высокого искусства. Понимание и любовь к которому нужно воспитывать с детства.
Илья ЕВДОКИМЕНКО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.