О СОВЕТСКОЙ РОДИНЕ

О СОВЕТСКОЙ РОДИНЕ

07.11.2018 5 Автор votalif
О СОВЕТСКОЙ РОДИНЕ

О СОВЕТСКОЙ РОДИНЕ

Вот что написал поздний Жванецкий, мудрый еврей, всю свою жизнь критиковавшего советскую власть:
О СОВЕТСКОЙ РОДИНЕ…

«Она была суровой, совсем не ласковой с виду. Не гламурной. Не приторно любезной. У неё не было на это времени. Да и желания не было. И происхождение подкачало. Простой она была.
Всю жизнь, сколько помню, она работала. Много. Очень много. Занималась всем сразу. И прежде всего — нами, оболтусами.
Кормила, как могла. Не трюфелями, не лангустами, не пармезаном с моцареллой. Кормила простым сыром, простой колбасой, завёрнутой в грубую серую обёрточную бумагу.

Учила. Совала под нос книги, запихивала в кружки и спортивные секции, водила в кино на детские утренники по 10 копеек за билет.

В кукольные театры, в ТЮЗ. Позже — в драму, оперу и балет.

Учила думать. Учила делать выводы. Сомневаться и добиваться. И мы старались, как умели. И капризничали. И воротили носы.

И взрослели, умнели, мудрели, получали степени, ордена и звания. И ничего не понимали. Хотя думали, что понимаем всё. А она снова и снова отправляла нас в институты и университеты. В НИИ. На заводы и на стадионы. В колхозы. В стройотряды. На далёкие стройки. В космос. Она всё время куда-то нацеливала нас. Даже против нашей воли. Брала за руку и вела. Тихонько подталкивала сзади. Потом махала рукой и уходила дальше, наблюдая за нами со стороны. Издалека. Она не была благодушно-показной и нарочито щедрой. Она была экономной. Бережливой. Не баловала бесконечным разнообразием заморских благ. Предпочитала своё, домашнее. Но иногда вдруг нечаянно дарила американские фильмы, французские духи, немецкие ботинки или финские куртки. Нечасто и немного. Зато все они были отменного качества — и кинокартины, и одежда, и косметика, и детские игрушки. Как и положено быть подаркам, сделанным близкими людьми. Мы дрались за ними в очереди. Шумно и совсем по-детски восхищались. А она вздыхала. Молча. Она не могла дать больше. И потому молчала. И снова работала. Строила. Возводила. Запускала. Изобретала. И кормила. И учила.

Нам не хватало. И мы роптали. Избалованные дети, ещё не знающие горя. Мы ворчали, мы жаловались. Мы были недовольны. Нам было мало.

И однажды мы возмутились. Громко. Всерьёз.

Она не удивилась. Она всё понимала. И потому ничего не сказала. Тяжело вздохнула и ушла. Совсем. Навсегда.

Она не обиделась. За свою долгую трудную жизнь она ко всему привыкла.

Она не была идеальной и сама это понимала. Она была живой и потому ошибалась. Иногда серьёзно. Но чаще трагически. В нашу пользу. Она просто слишком любила нас. Хотя и старалась особенно это не показывать. Она слишком хорошо думала о нас. Лучше, чем мы были на самом деле. И берегла нас, как могла. От всего дурного. Мы думали, что мы выросли давно. Мы были уверены что вполне проживём без её заботы и без её присмотра.

Мы были уверены в этом. Мы ошибались. А она — нет.

Она оказалась права и на этот раз. Как и почти всегда. Но, выслушав наши упрёки, спорить не стала.

И ушла. Не выстрелив. Не пролив крови. Не хлопнув дверью. Не оскорбив нас на прощанье. Ушла, оставив нас жить так, как мы хотели тогда.

Вот так и живём с тех пор.

Зато теперь мы знаем всё. И что такое изобилие. И что такое горе. Вдоволь.

Счастливы мы?

Не знаю.

Но точно знаю, какие слова многие из нас так и не сказали ей тогда.

Мы заплатили сполна за своё подростковое нахальство. Теперь мы поняли всё, чего никак не могли осознать незрелым умом в те годы нашего безмятежного избалованного детства.

Спасибо тебе! Не поминай нас плохо. И прости. За всё! Советская Родина»…

РАЗРЕШИТЕ УТОЧНИТЬ…

Уважаемая редакция!

В «Пятой газете» №13, 30 марта 2021 года ) со ссылкой на Ю.О. Дмитриева, который представил себя как давнего подписчика и автора, была помещена статья «О Советской Родине…» (многоточие оригинала. – А.Е.).

В конце статьи была ремарка: «Михаил Жванецкий 2020 г.», а Дмитриев в своём обращении к редакции трижды заметил, что это именно «мысли умершего относительно недавно известного сатирика М.М. Жванецкого», который, по словам Дмитриева «был ярким представителем и где-то лидером так называемой ‘элитствующей’ интеллигенции в РФ». В этом же обращении Дмитриев утверждал, что Жванецкий «перед уходом из жизни счёл необходимым опубликовать свои мысли о Советской Родине. Как говорится, до них ДОШЛО»!

Отмечу, что я с вниманием отношусь к материалам «Пятой газеты» и тоже, ещё с бытности её предшественников («Дуэль» и следующие), нередко являлся автором. Отмечу также, что, имея вход на форум газеты «Завтра», я в течение нескольких лет в своём блоге (zavtra.ru/blogs/authors/14030) вёл так называемый «Дайджест ‘Пятой газеты’», в котором от номера к номеру представлял читателям её содержание. Используя традиции упомянутого форума я иногда – с согласия авторов или редакции – делал репосты некоторых материалов, к которым считал полезным привлечь внимание своих читателей.

Короче говоря, 10 мая я поместил в своём блоге материал, которому дал уже своё название «О нашей Cоветской Родине», в котором со ссылкой на источник поместил упомянутую статью, предварив её текст моими словами «Это не о евреях. И не об антисемитизме. И даже не о Жванецком». Отмечу, что на этом моё «вмешательство» было исчерпано.

Мой материал, полностью включавший публикацию «Пятой газеты», повлёк обильные комментарии, на сегодняшний день насчитывающие 59 откликов, включая и немногие мои – как автора блога. К моему большому удивлению, внимание комментирующих, за несколькими приятными исключениями, было привлечено не текстом, которому дам свою личную оценку чуть ниже, а личностью Жванецкого. Отрицательно была отмечена ещё и моя роль, хотя мне в материале принадлежало чуть более десятка слов. Комментирующие, не вняв моему предупреждению, своим взглядом ринулись к упомянутой подписи.

Вот теперь я попытаюсь изложить своё мнение. Приведённый редакцией «Пятой газеты» текст, я считаю в высшей степени интимно-патриотическим и с удовольствием подписался бы под каждым его словом. Этот текст Дмитриев, скорее всего, взял из «всезнающего» Интернета, излишне доверившись ему. Надо сказать, что нынешняя форма общения вовсе не предполагает документальности, как мы её традиционно понимали. Указанный текст, совпадающий дословно, публиковался в разное время на различных ресурсах и за разными подписями, безо всякого упоминания об автографе. Известна публикация за подписью «Ехидный Дуглас» от 29 декабря 2020 года (он отметил «написал давно»), при которой на 6 июня отмечено 4645 просмотров.

Однако большинство Интернет-публикаций в качестве автора представляет Жванецкого. Есть и другие – Александр Мудрик, Алексей Красный, Синельников-Оришак, bizzarogist, даже Vladislav Surkov… Самая ранняя дата – февраль 2017 г.

Грустно, что на мою публикацию откликнулись большей частью те, у которых, похоже, ни язык не повернётся, ни пальцы не могут отстукать, ни в голове никак не отражаются слова СОВЕТСКАЯ РОДИНА. Вот Россия – пожалуйста! А ведь правильное названия РОДИНЫ, НАШЕЙ Родины, для большинства из них (как и для меня) – пусть Россия, но СОВЕТСКАЯ.

Вот и наш президент, говоря о Великой Победе, несколько раз произнёс это слово лишь в соединении его со словом «Россия». Кто с кем воевал, и даже кто кого победил, как называлось государство-Победитель, как называлось государство побеждённых, так и осталось для слушателей неопределённым. В качестве объектов для Великой Победы фигурировали не слишком внятные слова «нацизм» и «фашизм», ныне часто упоминаемые безо всякого отношения к Великой Отечественной войне 1941-1945.

Кстати, недавно я обнаружил думаю, авторские – слова Германа Садулаева, близкие по смыслу к обсуждаемым: «…В 1991 году нас выселили без права возвращения. А что наша Родина? Она осталась, пустая, горестная. Как кошка, у которой ночью отобрали её котят, всех до единого. Их положили в полиэтиленовый пакет, залепили скотчем и бросили в канализационный люк. И придушенный писк скоро смолк в гулком бетонном колодце. А она ходит, потерянная, смотрит снизу вверх на занятых своими делами хозяев и мяукает, удивлённо и жалобно. Наша Родина».

Александр ЕРМОШИН,

город Горький

От редакции. У нас и тогда, когда печатали «О Советской Родине..», не было уверенности, что это Жванецкий, и сейчас не появилась уверенность, что это не Жванецкий. Его авторство вполне можно предполагать по слогу рассказа. К тому же ностальгия, сильное и объективное чувство, присуще всем, даже жванецким. Обнародовано это могло быть под другим именем (тем более «Ехидный…» – это про Жванецкого) и даже разными именами.

А по поводу жалобной кошки… Да, нас выселили. А мы и выселились. Нам навязали нелепые термины – «тренды», «трэки», «олигархи» и прочие, а мы их повторяем. В нашем доме сменили названия, мы согласились: Санкт-Петербург, Тверь, Мясницкая улица… забыв, как было на Родине. На нас надели намордники, и мы их носим. Нас заставляют вакцинироваться, и мы записываемся в очередь… И ждём, чтобы кто-нибудь пришёл и вернул нам нашу Родину? Бог? Царь? Герой?