Как русский крестьянин становился революционером

20.04.2014 0 Автор votalif

Как русский крестьянин становился революционером

Как русский крестьянин становился революционеромЭто фотография пропавшей картины художника Попова Л.В. «В деревне «Вставай, подымайся!…», которую он написал в 1906-1907 гг. по горячим следам революционных событий в деревне.
Сегодня это образ горячего крестьянского юноши, всем сердцем выбравшим революцию, станет для нас поводом поговорить о том, как вообще юноши-крестьяне становились революционерами.

В 1923 году пишет подробную дореволюционную автобиографию Белохвостов Петр Евдокимович, член РСДРП(б) с 1 марта 1905 г.

Из государственных крестьян. Прадед его и дед были пастухами, отец батрачил более пятидесяти лет. Крупное село Ново-Репное Саратовской губернии. Сам герой родился в 1885 г. Ко времени эпизода ему было полных 18 лет.

Цитата: «Крайняя бедность родителей, ранний труд подорвали мои младенческие силы и я заболел худосочием. Родители … отдали меня в земское училище… но все таки не могли отказаться от моих услуг и заработка, с 12 лет я … пас овец, коров и пахал на волах и так по зимам учился, а лето работал».
Итак, первая предпосылка рождения революционера – социальная происхождение из потомственных беднейших слоев крестьянства, не имеющих собственного земельного хозяйства.

Учитель рекомендует отдать мальчика в казенное воспитание для получения среднего образования, но родители вынуждены отправит его батрачить. «По зимам мне разрешалось родителями заниматься самообразованием». «Заразившись наукой … я отказывал себе в детских играх. В такие моменты, когда в отчаянии я готов был оставить , удалиться в учебное заведение или хотя бы в монастырь, где бы могли приютить меня как Ломоносова, но благоразумие каждый раз останавливало меня».
Вторая предпосылка рождения революционер – тяга к знаниям, самообразование.

Работая у кулаков, будущий революционер почти сразу проявил норов: «устраивал «стачки» и «забастовки», – «срыв и увод работ, за что получил от них полное пренебрежение – «Петька не работник, а смутьян, хочет, чтобы рабочих кормили как людей, да плату давали хорошую». Возможно, что вспоминая это в 1923 г., уже закаленный боец революции несколько преувеличивает, однако, третья и четвертая предпосылки рождения революционера очевидны: сильный характер и стремление к справедливости. Между прочим, отмечаем, что в данном отрывке кулак – это не крестьянин, а сельский работодатель, на которого крестьяне работают, как до этого работали на помещика.

В 1903 г. наш герой, как редкий на селе грамотей, получает должность писца в Новорепинском волостном правлении. «Изучаю архивы, законы».

С началом войны с Японией парень, проникшись чувством патриотизма, решает идти на войну и заслужить чин офицера. Пишет письмо дяде-фронтовику, можно ли прибыть добровольцем. Обращаю внимание: он еще пытается подняться в рамках существующей системы.

Но в апреле 1904 г. вечером у правления юный писарь встречает странника лет за 30, который был, «по-видимому, не русский». «Прохожий, весь разбитый и усталый, дрожащими руками достает документ, свидетельство, данное не помню каким губернатором административно высланному – австрийскому подданному, дезертиру австрийских войск Иосифу Вейник в том, что он по ниже указанному маршруту следует пешком и долее двух суток оставаться не имеет права». Кстати, первый раз встречаю такой статус.

Юноша пожалел странника и пригласил к себе в дом. Там они и общались две ночи, в результате чего рождается новый революционер.

Вейник говорит: «Я член австрийской социал-демократической партии, сам из Вены, офицер. Убил австрийского генерала и сдезертировал под видом простого солдата в Русь…»

Поскольку Вейник в течение двух ночей умело пропагандирует и вербует юношу, привычно участвует, как мы увидим, в подделке документов, то мы вправе усомниться в этой его легенде. Уж больно легенда и статус странника удобны для ведения молекулярной пропаганды среди крестьянства. Тем более, Вейник прямо скажет, что русско-японская война закончится революцией. Вот такие революционные пироги.

Вейник «рассказал, как живут за границей… объяснил о тайнах венценосных особ… и подчеркнул, что ваши де царицы Александра, а по ихому Алиса до брака с Николаем у них в Вене выступала в театрах в качестве балерины, женщина распутного поведения и т.д. а царь де у вас дурак, он ничего не понимает и им ворочают кому только из придворных не лень». Обращаю внимание, насколько точно Вейник бьет в цель: юношу необходимо сначала лишить распространенных среди крестьян «царистских иллюзий», для этого странник использует оружие слухов, – дело в том, что в силу неграмотности крестьянства слухи были для них важнейшим средством получения информации, к слухам крестьяне были вынужденно доверчивы, и этим пользовались как русские народники, затем эсеры, затем кулаки-борцы с коллективизацией.

«..Товарищ Вейник ознакомил меня, какая у них партийная программа… к чему она ведет. Объяснил об учении К.Маркса и Энгельса, подчеркнул знаменитые слова манифеста «Пролетарии всех стран соединяйтесь» и то что «пролетариату терять нечего, кроме своих цепей и завоюет весь мир». «Вторую ночь … все что нужно я записал на память, списав со слов программу австрийской СДРП, программу СДРП (фракции большевиков)». В принципе конспирологи имеют право порадоваться – установлена связь большевиков с немцами еще в 1904 г.)) Их программа пиарится сразу после австрийской.

Юноша проникся: «..достал из архива Волостного правления просроченный пятилетний паспорт, сделав в нем нужные исправления, билет, книжку, вручив ему и получив наказ всемерно стремится к тому , чтобы умело вербовать себе товарищей, вести среди них пропаганду, но делая это в глубоком секрете… так как многого верить среди крестьян, когда они до потриотства верят царю и правительству нельзя, а работу не ослаблять, идя медленным шагом, но вперед, ожидая исхода русско-японской войны, которая несомненно закончится революцей, к тому времени необходимо быть готовым». Вот это абзац прочитайте еще два раза подряд. Без комментариев))

«Записав его наказ, пять революционных песенок, т.Вейник на прощание … сказал: «а паспортишки всегда имей в запасе, как для себя, так и для нас многогрешных…»

Юноша для себя сделал выбор: «Наконец и я могу быть полезным». А мы отмечаем последнюю предпосылку рождения революционера – встреча с уже действующим борцом за дело революции. Как результат – начало противозаконной деятельности, подделка документов.

Совершенно не должно удивлять теперь нас, что когда приходит письмо от дяди-фронтовика, мол, приезжай, определим, молодой уже революционер-подпольщик отнекивается: «Полюбил девушку».

А дальше: революционер революционера видит издалека. 1 мая 1904 г. юноша вместе с другими служащими участвует в пикнике на лоне природы. Он не называет это маевкой, но именно там студенты из Москвы вдруг понимают, что говорят с ним «на одном языке», отходят в сторону. Запевают «Марсельезу» и оказывается, что паренек-то знает слова! – студенты обещают привезти ему революционные книги и листовки.

1 марта 1905 г. Петр Белохвостов становится членом РСДРП(б)

Источник